«Это учит меня согласию с ближними» — таков вывод директора ИРП Антона Игнатенко после того, как умер проклявший его епископ Игорь Князев
«С глубокой скорбью сообщаем о кончине епископа Игоря Олеговича Князева, который ушел в вечность 7 октября 2024 года. Его жизнь была наполнена служением и преданностью, как церкви, так и обществу. Родившийся в 1967 году в Новосибирске, Игорь Олегович стал значимой фигурой в евангелическо-лютеранской традиции, служа епископом Северного округа Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания», — сообщает ЕЛЦАИ.
Сейчас многие добрыми словами вспоминают усопшего Игоря Князева. Директор Института религии и политики (ИРП) Антон Игнатенко тоже рассказал об общении с ним.
— Каким вы запомнили епископа Князева?
— Мы пересекались на религиозных мероприятиях в мою бытность сотрудником правительства Москвы, например, на форуме «Религия и мир», который мы проводили в 2010-х годах. Он представлял Евангелическо-лютеранскую церковь Аугсбургского исповедания, которая тогда объединила целую плеяду ярких, духовно ищущих людей. Вот и Игорь, словно яркая комета, ворвался на форум в своей малиновой колоратке, привнеся жар своего сердца. Он точно не был теплохладным… яростно искал правду повсюду и от каждого.
— Что за история с проклятием?
— В соцсети он написал про меня разные отрицательные вещи, вины за которые я за собой не знаю. Да и не помню даже сейчас, о чем он писал. Тогда решил с ним поспорить. Слово за слово — и он меня… проклял, там же в соцсети.
Я откровенно испугался. Проклятие — это серьезно, тем более от духовного лица. И в виде защитной реакции написал в таком духе, что если его слова правда в глазах Бога, то так тому и быть, если же нет — то оно обратится на него самого.
— А теперь свершилась высшая справедливость, получается?
— Вот… нет. Когда узнал о неизлечимой болезни Игоря, то стал думать над ситуацией.
Ваша трактовка — она лежит на поверхности, что ли. И многие думают именно в таком ключе. Знаете, сейчас в связи с боевыми действиями очень широко используется то, что я называю «боевой шаманизм». Призывание разных духовных сил на свою сторону, ради своей победы в чисто земных, материальных делах.
Это часто совсем не эффективно, выглядит порой диковинно. Но что гораздо важнее — это может быть духовно очень опасным. В одном варианте — к чему приведут человечьи попытки притянуть Бога на свою сторону ради пользы в делах этого мира? В другом варианте — если кто-то призывает неведомые духовные сущности (а они окажутся демонами, например), то может столкнуться с их коварством и страшной пагубой в итоге.
Поэтому я предлагаю другой девиз — тот, который в России начертали на медали в честь победы над Наполеоном: «Не нам, не нам, а Имени Твоему». Победа — Богу, и слава — Ему.
И извлек из этого такой урок, что мне следует быть добрее ко всем ближним, поддерживать согласие с ними со всеми. Даже когда они ругают и угрожают.
Вот, я испугался проклятия Князева и отразил его. А мог бы попытаться усмирить его добрыми словами…
Скажу их сейчас. Упокойся с миром, дорогой брат Игорь. Прости меня, и пусть Бог тебя простит — как давно простил я.